. Философская антропология

Феномен тревоги как модус человеческого существования -- [ Страница 2 ] -- Обращение к феноменологическому методу в работе позволяет из множества явлений тревоги обнаружить и истолковать сущностное ядро феномена. Теоретико-методологическими ориентирами понимания социально-феноменологических характеристик тревоги послужили труды Г. В инструментарии исследования важное место занимают элементы герменевтической методологии, основные принципы которой заложены Ф. Дильтеем, и, в особенности, М. Понимающие процедуры являются методологически необходимыми при исследовании многообразных интерпретаций феномена тревоги. Значимым методологическим дополнением послужили такие частнонаучные концепции, как социокультурная теория К. Хорни, теория первичной травмы О. Ранка, психоаналитическая диагностика Н. Теоретическая значимость Выявлен и характеризован источник тревоги — ответ самосознания на конфронтацию человека с неустранимыми экзистенциальными данностями.

Христианский протоэкзистенциализм Кьеркегора

Спектр человеческого существования многообразен. Первый модус человеческого существования указывает на поиск подлинности, уникальности личностного бытия. Второй — на искусственность, неаутентичность человеческого существования. Эти проблемы рассматриваются во многих философских сочинениях. Следует, пожалуй, указать на наиболее значимые труды, касающиеся данной темы: Гедонизм Хорошо известно, что в истории человечества богатые следовали в своей жизни принципам радикального гедонизма.

К. Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается в Забота, страх, тревога, совесть, решимость и другие модусы человеческой Человеческое бытие, согласно экзистенциалистам, — совершенно уникальная . экзистенциальное общение"Я" с"Ты" и образование на этой основе"мы".

Фактически именно образование регулирует процесс перехода от ребенка к взрослому, а его целью является формирование не только необходимого для той или иной культуры уровня знаний, но и соответствующей системы мировоззрения. Под деятельностью принято понимать способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объективной действительности и самого себя. Коммуникация — это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия.

Жесткое разведение этих сторон человеческого существования не представляется возможным, поскольку коммуникация может быть рассмотрена как особый вид деятельности, а деятельность, в свою очередь, немыслима без соответствующих коммуникативных процессов. Структура трудовой деятельности, описанная К. Марксом, включает следующие компоненты: Непосредственной причиной деятельности является необходимость удовлетворения потребностей, которые, будучи осознанными и скоррелированными относительно имеющихся социокультурных возможностей, составляют реальные цели деятельности.

Постановка цели предполагает определение соответствующих путей ее достижения, что отражается в понятии средств деятельности. Говоря о феномене деятельности, следует различать сферу1тличие от стандартизированных механизмов трудовой деятельности творческий акт всегда индивидуализирован и конкретен. Несмотря на повсеместность элементов творчества, в своих высших проявлениях оно характеризует не столько массовую, сколько элитарную культуру.

Именно здесь шедевры человеческого гения получают свою первую социальную оценку, занимают свое место в традиции и начинают оказывать обратное воздействие на феномены массового сознания и культуры.

Понимание человека как единства тела, души и духа позволяет выделить такие основные проекции его существования, как материально-природную, экзистенциально-личностную и социокультурную. Материально-природная проекция фокусируется во многом в опыте тела, которое выступает как продукт эволюции, подчинено общим законам жизни и ориентировано на удовлетворение естественных потребностей.

Современная наука накопила огромный материал, подтверждающий несомненную значимость биологических факторов в человеческой судьбе. Наиболее впечатляющими здесь выглядят открытия в области генетики, свидетельствующие о том, что около 40 процентов своих качеств человек приобретает посредством генетического наследования. Особенности конституции и темперамента, спектр психических задатков и способностей, склонность к тем или иным заболеваниям - составляют перечень лишь основных, но достаточно существенных для личности характеристик, предзаданных природой.

Вместе с тем редукция человека исключительно к природно-генетическим факторам не представляется правомерной.

Феномен тревоги как модус человеческого существования. работе Гагарина А. С. «Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх (от Охарактеризовать основные социальные формы проявления тревоги.

Частнонаучные исследования ограничены прикладными аспектами решения проблемы тревоги. Задачи диссертационного исследования 1. Выявить основания философских интерпретаций тревоги. Выявить онтологический статус феномена тревоги как имманентного человеческому бытию. Охарактеризовать основные социальные формы проявления тревоги. Объектом исследования является тревога как данность человеческого бытия. Предметом исследования выступает экзистенциально-социальная специфика феномена тревоги как модуса человеческого существования.

Позже нами будут подробно описаны механизмы психологической защиты, среди которых есть место интеллектуальным способам совладания. Спиноза- дает ценное для нашего исследования определение. Другим важным вкладом С. Кьеркегор среди первых признал онтологический статус тревоги. Следуя дифференциации, которую проводит С.

49. Бытие человека и модусы человеческого существования (любовь, страх, игра, вина и др.)

Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви — к ответственности. Любящий человек чувствует себя ответственным за всех ближних, как за самого себя. Ответственность в отношениях между матерью и ребенком побуждает мать к заботе, главным образом, о физических потребностях ребенка. В любви между взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностей другого человека.

Она могла бы легко выражаться в желании превосходства и господства, если бы не было компонента любви — уважения. Уважение — страх и благоговение.

Рассматривается феномен страха в модусе авторизации. Страх понимается нами как одно из возможных состояний человеческого бытия.

Перейти к содержимому Важнейшими формами бытия человека выступают труд, мышление, речь, нравственность, воля, предметно-практическая деятельность, практика социального созидания, политическая деятельность, самосозидание. Одним из модусов человеческого существования является отчуждение. Феномен отчуждения характеризует ситуацию, когда, во-первых, созданное человеком так или иначе противостоит ему; во-вторых, когда какие-либо явления и отношения в искаженном сознании людей превращаются в нечто иное, чем они являются сами по себе.

Бубер назвал три сферы отчуждения: Государственные и общественные институты изображаются как враждебные человеку силы. Увеличилась пропасть между способностью людей к производству через научную технологию и способностью контролировать ее. Опыт показал, что отчуждение тем сильнее, чем ниже уровень производительных сил. Слабое развитие орудий труда взваливает на человека за счет его физического и нервного перенапряжения всю тяжесть производства, порождая технологическое отчуждение.

Человек при этом выступает как придаток какого-либо средства труда или какой-либо производственной функции. Технологическое отчуждение возможно и при высоком, в условиях компьютеризации, уровне производительных сил. При принудительной, внеэкономической организации труда в обществе казарменного типа производство и потребление оказываются разорванными, приводя к социально-экономическому отчуждению. В либеральной рыночной экономике человек часто встраивается в структуру корпораций, растворяется в них и при этом отчуждает свои способности.

Политическая основа отчуждения связана с деятельностью государства, когда создаются возможности для формирования аппарата, интересы которого противостоят обществу и направлены на обеспечение своих внутренних защитных механизмов, что сокращает возможности к самокоррекции общественного развития.

Значение слова экзистенциализм

При этом мера индивидуальности напрямую зависит от ее универсальности: Механизмы социокультурной детерминации личности бывают рассмотрены в трех базовых аспектах: Основное значение в этом процессе принадлежит периоду раннего детства, когда ребенок осваивает язык, необходимые нормы поведения и общения. Фактически именно образование регулирует процесс перехода от ребенка к взрослому, а его целью является формирование не только крайне важного для той или иной культуры уровня знаний, но и соответствующей системы мировоззрения.

Основным модусом «тут-бытия» как «бытия-в-мире» выступает . состояния страха») можно обрести знание обо всей структуре человеческого бытия.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Направление в философии, которое признает лишь индивидуальную духовную жизнь,"человеческое существование" и стремится доказать бессмысленность жизни, бесплодность общественной деятельности и т. Энциклопедический словарь, г. Идейные истоки - учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология.

Различают религиозный экзистенциализм К. Бубер и атеистический М.

ОСНОВНЫЕ МОДУСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Большинство из нас знают больше о модусе обладания, чем о модусе бытия, так как в нашей культуре модус обладания встречается гораздо чаще. Однако нечто более важное затрудняет определение модуса бытия по сравнению с модусом обладания, а именно сама природа различия между этими двумя способами существования. Обладание относится к вещам, а вещи стабильны и поддаются описанию.

Бытие же относится к опыту, а человеческий опыт в принципе невозможно описать.

Онтологические феномены «страх», «ужас» и «тревога» как модусы человеческого бытия: магистерская диссертация Аксёнова А. А. электронная книга.

Социальная философия и философия истории Диссертационная работа: Феномен тревоги как модус человеческого существования: Актуальность исследования Проблема тревоги специфически отражается в присущей обыденному сознанию тенденции поиска способов не столько преодоления, сколько избавления от беспокойства. Феномен тревоги чаще рассматривается с позиций частнонаучных исследований человека в рамках биологии, психофизиологии, фармакологии и психиатрии, психологии, социологии.

Частнонаучные исследования, как правило, эмпирически раскрывают отдельные аспекты феномена тревоги как несамостоятельного состояния, но в большинстве своем не предлагают системной комплексной характеристики феномена тревоги и ее экстра-биологической социальной специфики. Исследование феномена тревоги ввиду его сложности и многоаспектности требует интеграции эмпирического и теоретического знания, что возможно на основании социально-философского подхода к проблеме.

Растущее внимание социально-философских исследований к феномену тревоги убеждает в том, что востребованы современный взгляд на проблему тревоги и поиск ее решений.

Смысл человеческого существования

Categories: Без рубрики

Жизнь вне страха не просто возможна, а совершенно доступна! Узнай как победить страх, кликни здесь!