Я хочу показать на примере Спинозы, как вера в то, что страх можно преодолеть с помощью разума, в значительной степени устраняла проблему тревоги. Кроме того, мы коснемся работ Паскаля, мыслителя того же времени, который не разделял общей веры во всемогущество автономного разума и потому рассматривал проблему тревоги как центральный вопрос бытия. Всем известно, что в работах Спинозы можно найти множество глубоких мыслей о психологии человека, удивительно близких к современным научным психологическим теориям. Так, например, он утверждал, что психические и физические явления — это два аспекта одного и того же процесса [48]. Поэтому тот факт, что Спиноза не размышляет о проблеме тревоги, нельзя объяснить недостатком психологической проницательности. Это удивительным образом напоминает одну из техник психоанализа, технику прояснения эмоций.

Тревожность у детей

Политическая жизнь молодой буржуазной республики, окруженной европейскими феодальными монархиями, протекала под знаком борьбы между сторонниками двух основных партий — республиканской и оранжистской. Борьба против теологии, религиозной догматики и духовного диктата церкви, разработка новых, рациональных и светских воззрений на мир стояли в центре внимания всей прогрессивной европейской философской и политико-правовой мысли рассматриваемой эпохи.

Выдающийся вклад в разработку раннебуржуазной политико-правовой идеологии внес голландский мыслитель Барух Спиноза.

Древние греки одними из первых стали анализировать страх как Б. Спиноза феномен страха объяснял через понятие «желание», которое, в свою.

Достаточно много места проблема страха занимает в философии Б. Спиноза, пожалуй, одним из первых предпринял попытку применить концепцию страха и обусловленных страхом суеверий к анализу поведения толпы. Толпа, по мнению Спинозы, всегда находится под воздействием аффектов, от которых ей никогда не избавиться, а посему всегда непостоянна.

Это состояние психологического неравновесия выступает причиной многих социальных возмущений, в том числе и страшных войн. Поставив проблему массового страха, Спиноза неминуемо выходит и на проблему социальной организации людей. Анализируя различные формы государственного устройства, Спиноза приходит к выводу, что одни из них могут держаться преимущественно на страхе монархия , другие же, напротив, исключают страх как средство подавления людей республика.

Обобщенная модель концепции страха Спинозы может быть представлена следующим образом:

Жизненный путь и работы Часть . Вывод Список литературы Часть . Предки философа жили в Португалии и носили фамилию Эспиноз, однако из-за преследования евреев инквизицией , они покинули эту страну , сменив фамилию на . После завоевания Нидерландами независимости в войне с Испанией , они переехали в Амстердам

Антропологические основания политико-правовой концепции Спинозы. Страх, надежда и суеверие. Не имея прочного положения в.

КЕЭ, том 8, кол. Родился в семье марранов , вернувшейся к иудаизму после эмиграции из Португалии в Нидерланды. Отец Спинозы был преуспевающим купцом, видным членом общины выходцев из Португалии см. Мортейра родился, по-видимому, в г. Традиция приписывает возникновение критических взглядов Спинозы на религию влиянию вольнодумца, бывшего иезуита Ван ден Эндена, под руководством которого Спиноза изучал латинский язык. Однако исследователи 19—20 вв. В начале г. Возможно, эти еретические взгляды отражали влияние французского вольнодумца маррана И.

Ла Пейреры родился в г. Документ о хереме был подписан Ш. Членам еврейской общины было запрещено какое-либо общение со Спинозой.

Философия Спинозы

Политическая жизнь молодой буржуазной республики, окруженной европейскими феодальными монархиями, протекала под знаком борьбы между сторонниками двух основных партий — республиканской и оранжистской. Борьба против теологии, религиозной догматики и духовного диктата церкви, разработка новых, рациональных и светских воззрений на мир стояли в центре внимания всей прогрессивной европейской философской и политико-правовой мысли рассматриваемой эпохи. Выдающийся вклад в разработку раннебуржуазной политико-правовой идеологии внес голландский мыслитель Барух Спиноза.

Для подхода Спинозы к вопросам политики, государства и права, как и для других раннебуржуазных идеологов, характерны обращения к идеям естественного права и договорного происхождения государства и обоснование в процессе их рационалистической интерпретации по существу новых буржуазных политико-правовых концепций. Все это определяет то общее, что было характерно для Спинозы как прогрессивного раннебуржуазного мыслителя.

На таком понимании законов природы строится и трактовка Спинозой на большее благо или из-за страха перед большим вредом, и не переносит.

Страх и надежда Спиноза считал, что страх и его антагонист, надежда, являются важнейшими страстями, необходимыми для постижения этических, религиозных и политических вопросов. Именно чувство неопределенности, нестабильности смущает и ослабляет наш дух. Итак, надежда есть непостоянное удовольствие , возникающее из идеи будущей или прошедшей вещи, в исходе которой мы до некоторой степени сомневаемся. Страх есть непостоянное неудовольствие, возникающее из идеи будущей или прошедшей вещи, в исходе которой мы до некоторой степени сомневаемся.

Следует добавить, что Спиноза с недоверием относится и к тому и к другому. Надежда способна породить самый яростный фанатизм, невосприимчивость к критике, восторженность и возбуждение. Родство между страхом и надеждой подмечено давно. От Надежды и Боязни Худших нет бичей и казней Человеческого рода. Спиноза и Гёте превыше всего ценят покой.

Тот, кто ничего не хочет и не ждет, не познает горечи разочарования. Но ничего и не совершит. Ни один мореплаватель не снимется с якоря, если не надеется доплыть до далекого порта.

Часть первая. Попытки понять тревогу

Цитаты голландских ученых Бегство вовремя должно приписать такому же мужеству свободного человека, как и битву, иными словами — человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение. Блаженство — не награда за добродетель, но сама добродетель. Божественная справедливость допускает, чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.

В желании выражается сущность человека.

Соответственно аффект «страха» — это аффект вида - p [u,u"] («страх событияu"») Далее Спиноза дает определения аффектов «уверенности» и .

Этот закон, по оценке Спинозы, относится к числу вечных истин, он прочно начертан в человеческой природе, и его знают все. Под верховной властью и верховным правом, поскольку право - это сила, мощь, власть при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства. Верховная власть является тем общим духом государства, которым все должны руководствоваться. В ведении верховной власти находятся издание, толкование и отмена законов, вопросы правосудия и прочие государственные дела, избрание должностных лиц, право войны и мира и т.

Это политическое право -часть общего права; и то и другое право, как и вообще всякое право кроме Божественного, т. Богооткровенного, права в естественном и гражданском состояниях, являются по своей субстанции правом естественным, правом-силой. В этой связи Спиноза касается и задач правосудия, которое в соответствии с требованием общего права не вредить друг другу определяется им как твердость в воздаянии каждому того, что ему следует на основании политического права. И только разумная воля, согласно этой концепции, является свободной.

И никогда не будет существовать такая верховная власть, которая могла бы делать все так, как хочет, не считаясь с законами человеческой природы. Пределы мощи и права государства определяются Спинозой следующим образом. Так, вне сферы права государства т. Речь, по существу, идет о тех естественных правах человека, которые, согласно Спинозе, вообще не могут быть а не то что не должны быть отчуждены от индивида в пользу государства. Иначе говоря, для подобной ситуации нарушения государственными властями условий договора Спиноза признает Естественное право народа На восстание.

Спиноза: разум побеждает страх

Окончание Суббота, 04 Апреля г. В конце концов, Бенедикт Спиноза становится его учеником и знакомится здесь с европейской мыслью. Сближение с христианским миром, изучение Нового Завета и трудов европейских мыслителей постепенно отдаляют его от еврейской общины и традиционного иудаизма. Он перестает посещать синагогу, критически отзывается о Ветхом Завете, подвергает сомнению многие даты и факты Священного Писания, отрицательно высказывается о бессмертии души и в его словах все больше слышны атеистические нотки, что вскоре доходит до ушей раввинов.

Но пока был жив его отец, это не выливалось в открытый конфликт.

Богословско-политический трактат — религиозно-философский трактат Бенедикта Спиноза критикует суеверие, причиной которого является страх. Причем главную вину за суеверия он возлагает на рабское состояние и.

Монтень размышляет только о действии которое оказывает на нас страх. Таким образом, в Античности и в эпоху Возрождения, в основном рассматривались лишь последствия страха, душевные или физические. Причины же его начали рассматриваться лишь в Новое время. Прежде всего, в рамках данной эпохи, следует отметить философские воззрения на проблему страха Декарта. Декарта в философию в форме дуализма вошло учение о человеке как о существе, страсти которого обусловлены, с одной стороны, физиологическими телесными процессами, а с другой, — психической деятельностью души.

Одна и та же причина, размышляет Декарт, может вызвать такие движения тела, которым душа не содействует и которые пытается сдержать:

Сколько стоит написать твою работу?

Проблема страха в работах философов прошлого……………………………5 3. Страх в психологической структуре человека………………………………. Страх в массовом сознании……….. Страх перед ответственностью и свободой………………………………… Страх диктатуры как форма социального страха……………………………..

Спиноза Рэй Прозак, Страх Лучший способ одолеть кого-либо (сокрушить его или её в ментальном дзюдо, с помощью которого мы.

Список литературы Часть . Предки философа жили в Португалии и носили фамилию Эспиноз, однако из-за преследования евреев инквизицией, они покинули эту страну , сменив фамилию на . После завоевания Нидерландами независимости в войне с Испанией , они переехали в Амстердам Михаэль Спиноза - отец Баруха - занимал почетную должность в еврейской общине в то время, но не обладал большим достатком. Он был трижды женат и имел троих детей - двух дочерей и сына Ребекка, Мирьям и Барух от второго брака.

Мать мальчика умерла, когда Баруху было всего шесть лет. В Амстердаме было организовано семиклассное еврейское училище, ученики которого изучали древнееврейский язык и еврейское богословие. Цель училища - готовить раввинов. В это училище и был отдан Спиноза. Здесь будущий философ и обнаружил в себе выдающиеся способности.

Бенедикт Спиноза

Вся Этика в целом предстает как теория способности в противоположность морали как теории обязанностей. Любовь предполагает идею — какой бы запутанной та ни была—любимой вещи. Это потому, что идея представляет вещь или положение вещей, тогда как чувство аффект, подразумевает переход к большему или меньшему совершенству, соответствующему вариации положений вещей.

Фамилия Спинозы происходит от названия одноименного Толпа не знает меры, не испытывая ни перед кем страха, она сама.

Уже у Диогена из Синопа ок. Отметим, что рассмотрение страха как переживания, главная особенность которого — его предвосхищающий характер, является ведущим и в философской, и в психологической литературе на протяжении всей истории описания и изучения этого явления. Большое внимание уделялось переживанию страха и в средневековой арабской философии. , , с. К числу философов, которые, по общему мнению, в наибольшей степени оказали влияние на современные представления о тревожности и страхе, относится прежде всего Б.

Страх для Спинозы — существенное состояние души, проявляющееся в ожидании боли и неприятностей, которые могут произойти в ближайшем будущем. В качестве важного субъективного условия возникновения страха Спиноза выделял наличие чувства неуверенности и неопределенности. Интересно сопоставить взгляды Б. Паскаля на возможности преодоления страха. Он подчеркивал влияние эмоций на поведение человека и невозможность рационально, с помощью разума преодолеть страх.

Спиноза Б Богословско-политический трактат

Интеллектуально некоторые превосходили его, но нравственно он выше всех. Естественным следствием этого было то, что на протяжении всей его жизни и в течение века после смерти его считали человеком ужасающей безнравственности. Он родился в еврейской семье, но евреи отлучили его от церкви. Одинаково ненавидели его и христиане. Хотя во всей его философии господствует идея Бога, церковники обвиняли его в атеизме. Лейбниц, который был ему многим обязан, скрывал это и в целях предосторожности воздерживался от того, чтобы сказать хоть слово в похвалу ему; он зашел даже настолько далеко, что говорил неправду о степени своего личного знакомства с еретиком евреем.

Спиноза порвал не только с религиозной средой, но и с экономическим а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрывать громким.

Мыслители, которых особенно привлекали такие предметы, как тревога и страх, обычно не стремились к созданию отвлеченных умозрительных систем, их больше привлекали экзистенциальные конфликты и кризисы, сопровождающие жизнь человека. Они не могли отмахнуться от проблемы тревоги, как это не удается ни одному человеку. Поэтому неслучайно глубже всех проблему тревоги понимали те философы, которых наряду с философией интересовала также и религия.

К таким мыслителям можно отнести Спинозу, Паскаля и Кьеркегора. Нам важно познакомиться с представлениями философов о тревоге по двум причинам. Во-первых, очевидно, что в трудах философов можно найти глубокое понимание смысла тревоги. Например, Кьеркегор не только предвосхитил многие концепции Фрейда, но в каком-то смысле даже предсказал дальнейшее развитие его идей.

Во-вторых, это позволит нам рассмотреть проблему тревоги в историческом контексте. Тревога каждого отдельного человека обусловлена его положением в определенной точке исторического развития культуры, поэтому для понимания тревоги человека нам необходимо иметь представление о его культуре, в том числе об основных концепциях, которые окружали его в детстве 1. Таким образом, в этой главе мы узнаем о зарождении некоторых явлений культуры и установок, которые существенным образом повлияли на тревогу в современном обществе.

Одна из таких тем — идея о дихотомии психического и телесного, в ее современном виде сформулированная Декартом и другими мыслителями семнадцатого века. Эти представления повлияли на многих людей конца девятнадцатого и всего двадцатого века: Именно благодаря появлению подобных идей проблема тревоги встала перед Фрейдом 2. Другая важная тема — тенденция нашей культуры обращать внимание преимущественно на"рациональные", технические феномены и подавлять так называемые"иррациональные" переживания.

„Проблемът (на) Спиноза“ и „Изцеление (на) Шопенхауер” - Ървин Ялом