Проблема страха в работах философов прошлого……………………………5 3. Страх в психологической структуре человека………………………………. Страх в массовом сознании……….. Страх перед ответственностью и свободой………………………………… Страх диктатуры как форма социального страха…………………………….. Социальный страх в России……………………………………………………. От внезапно нахлынувшего, парализующего волю чувства до продолжительного ощущения беспокойства и тревоги, сопровождающегося бессонными ночами, стремлением во что бы то ни стало забыться, прогнать прочь неприятные впечатления… Тема социального страха отнюдь не нова в историко-философском отношении.

. ТРЕВОГА И ВИНА КАК ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

? -; , , . , , .

Экзистенциальный страх человека, его"забота" о смысле Бытия . Их онтологическое основание, однако, необходимо обсудить в связи с дуализмом.

В рамках протестантской философии Тиллих отвел важное место онтологии, то есть учению о бытии, и онтологическим категориям. Вместе с тем в его теологически ориентированной философии немало экзистенциально-персоналистских мотивов. Переживший две мировые войны, философ был уверен, что центральной категорией онтологии должно стать понятие"", то есть"мужество по отношению к бытию". Протестантский теолог задался вопросом: Современная эпоха, согласно Тиллиху, обнаруживает"власть ничто", более страшную и интенсивную, чем в прежние столетия.

Человек лицом к лицу соприкасается с бездной Не-бытия. Снова и снова возникает вопрос: Однако он выступает с критикой экзистенциализма - например, положения Сартра: Если бы это было так, у человека не было бы никаких шансов на спасение. И хотя Тиллих соглашается с тем, что отчуждение неустранимо из человеческой жизни, он считает, что мужество по отношению к бытию спасительно, ибо его суть - в свободном самоутверждении человека вопреки всему. Диалектику бытия Тиллих обрисовывает следующим образом.

Поиск по произведению Общество Общество в своем историческом развитии представляет собой сложную саморазвивающуюся систему, включающую в себя отдельные народы, государства, большие социальные образования, которые, в свою очередь, делятся на подсистемы. Наиболее адекватным методом познания этого иерархического объекта является синергетический. При синергетическом видении социума развитие представляется как ряд фазовых переходов от одного состояния системы к другому, отличающемуся набором системообразующих факторов.

Здесь можно усмотреть определенную аналогию с диалектико-материалистической трактовкой исторического развития. Различие состоит в том, что в синергетической модели не всегда и не обязательно системообразующим фактором выступает способ производства материальных благ.

Онтоло гия (новолат. ontologia от др.-греч. , род. п. — сущее, то, что существует + — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии.

Наука, по мнению Хайдеггера, — выступает лишь средством упорядочивания конструирования, интерпретации, моделирования, идеализации и т. А это представляет собой опредмечивание сущего, то есть выявление лишь отдельных сторон бытия, его состояний. Это наглядно проявляется в создании понятийного аппарата каждой из наук, различие которых как раз и связано с описанием разных предметных областей. Немецкий философ задает справедливый вопрос об обоснованности такого подхода в качестве познания сущности бытия в целом и указывает, что в философии существует область, связанная с разработкой общей онтологической картины мира, которая лежит в основе конкретных наук, является наукой самой по себе.

Науки описывают как бы локальные картины мира, по сравнению с общефилософским представлением его в целом. Без этого достичь понимания мира невозможно, но оно недостаточно, полная картина может быть представлена лишь в философии. Бытие средствами науки познать нельзя, им лишь можно овладеть с помощью философии, которая и представляет собой истинное мышление. Философия мыслит о смысле, который делает вещь именно таковой, какой она есть. Истина бытия не связана с ее практическим использованием, как это осуществляется в науках.

Цель наук — овладение миром, но не понимание смысла. Философия же не стремится овладеть бытием, а направлена на постижение его смыслов. Поэтому философское мышление так близко стоит к поэзии и вообще к слову[].

Онтологические феномены страх, ужас и тревога как модусы человеческого бытия

Таким образом, онтология ставит вопрос об объективном существовании вещей, погруженных в некий глубинный инвариант мироздания и сохраняющийся в них, несмотря на их изменения, исчезновения и возникновения. С этой позиции природу как таковую удобно считать объективно независимой реальностью, и именно эту реальность древнегреческие философы именовали бытием. Что касается человеческого разума, то это одно из явлений природы или, точнее говоря, продукт ее самоорганизации на планете под названием Земля.

Теоретическое знание, которое берет начало от знания чувственного или эмпирического в сущности своей антропоморфно, т. В таком же ключе можно говорить и о математической реальности как об объективной реальности, данной нам в абстракциях —понятиях, числах и структурах. Научное знание о мире есть не что иное, как совокупность разного вида субъективных и физических реальностей, представленных посредством математического языка и объективированных посредством детерминированных определенных наблюдателем систем отсчета.

Именно в поисках такого «объективного основания» Рассел и ставит вопрос о тоскливом одиночестве, заботе, страхе и онтологической пустоте.

Онтология страха и нигилизм: Серен Кьеркегор Добавил а Шерпитите Р. Но этот рассказ об истории, рассказанной в сказке, внезапно прерывается самим автором: Однако мне хотелось бы отметить, что это приключение, которое должен испытать всякий человек: А нам по воле автора так и не суждено было узнать, какие приключения довелось испытать страному юноше, добровольно захотевшему встретиться со страхом. Для тех, кого заинтересовали испытания молодого парня и кто разочарован рассказом Кьеркегора, мы можем предложить выход, по правде говоря, предлагаемый и самим Кьеркегором, хотя и косвенным образом: Испытавший страх с большей уверенностью может сказать не что есть страх, а что страх есть.

Испытавшего страх трудно было бы убедить в том, что страх вообще не существует. При помощи последних Кьеркегор хочет опровергнуть распространенное мнение, что о природе страха как и любого другого эмоционального состояния ответа приходится искать в теории, в науке, а не в сфере мнения то есть собственного опыта. Давайте-ка посмотрим, что о страхе говорит Философ: Но вскоре Философ замечает, что люди боятся не любого зла, а только того, который является так близко, что кажется неминуемым.

Люди не боятся того зла, того вреда, тех несчастий, которые далеко. Нетрудно заметить, что, начиная с Аристотеля, в философии античности, да и в философии вообще, надолго укрепляется установка, что страх является всего лишь психологическим феноменом, не имеющим онтологической укорененности.

ПРОБЛЕМА страха В ФИЛОСОФИИ С.КЬЕРКЕГОРА

Таким образом можно сказать, что страх имеет онтологические основания. Степень научной разработанности темы. Платон, Аристотель, Эпикур, Т.

Именно в христианской догматике С. Кьеркегор будет видит основания для В онтологическом смысле страх — это столкновение с Ничто, Ничто.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Новосибирского технического университета. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент И. Вальдман Общая характеристика работы Актуальность исследования Проблема тревоги специфически отражается в присущей обыденному сознанию тенденции поиска способов не столько преодоления, сколько избавления от беспокойства.

Феномен тревоги чаще рассматривается с позиций частнонаучных исследований человека в рамках биологии, психофизиологии, фармакологии и психиатрии, психологии, социологии. Частнонаучные исследования, как правило, эмпирически раскрывают отдельные аспекты феномена тревоги как несамостоятельного состояния, но в большинстве своем не предлагают системной комплексной характеристики феномена тревоги и ее экстра-биологической социальной специфики.

Исследование феномена тревоги ввиду его сложности и многоаспектности требует интеграции эмпирического и теоретического знания, что возможно на основании социально-философского подхода к проблеме. Растущее внимание социально-философских исследований к феномену тревоги убеждает в том, что востребованы современный взгляд на проблему тревоги и поиск ее решений.

Важным для преодоления в рамках социально-философского исследования аспектной ограниченности частнонаучного изучения проблемы тревоги становится выявление онтологического основания, интегрирующего различные аспекты исследования тревоги. Обращение к онтологии социальных феноменов присутствует в работах целого ряда авторов, рассматривающих экзистенциально-социальную проблематику М. Выявление онтологического статуса феномена тревоги предполагает его трактовку как неустранимого специфически человеческого модуса существования, и вместе с тем, отказ от тщетных попыток устранения данного переживания.

Страх и социальное бытие человека

Истоки и смысл онтологической проблематики В современной европейской философии проблема бытия по-прежнему остается самой фундаментальной проблемой, как и во всей предшествующей истории философии. Занимаясь бытием, поисками бытия, философия, как и прежде отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, обнаруживает уникальный и своеобразный предмет своих исследований, не сводимый знанию, ни к вере, не открывающийся адекватно ни в рациональных абстракциях ни в мистической интуиции хотя то и другое являются моментами философского познания.

Поиски бытия в философии - это не узкопрофессиональные занятия небольшой группы людей, занимающихся своими кастовыми интересами и разговаривающих на специфическом языке хотя это тоже имеет место , а поиски человеком, говоря словами М. Хайдеггера, своего дома, преодоление своей бездомности и осиротелости, того, что Маркс назвал отчуждением. Человек, вооруженный научным мышлением и мощным инструментарием, убедился, что, даже построив самый мощный телескоп, он ничего принципиально нового не найдет за звездными туманностями, что его взгляд обречен на блуждание в мертвой пустоте неизмеримых пространств.

«Метафизический страх и тоска в немецкой и русской культурах», онтологические основания страха, автор опирается на работы немецких и русских.

Мне страшно, что я при взгляде на две одинаковые вещи не вижу, что они усердно стараются быть похожими Введенский замечает и видит. Что же он видит? Он видит вещи в их динамическом бытии, в их абсолютной персональности и одновременно абсолютной похожести. Он видит вещи в процессе их становления самими собой. Это значит, что вещи по своему временят. Они временят, потому что они конечны. Но они пытаются преодолеть свою конечность, отражаясь и как бы продолжаясь друг в друге.

Они, таким образом, находятся в процессе перехода к самим себе. Ему страшно, потому что он так не может, он не может быть всеми этими вещами или хотя бы одной из них, и его ситуация, то есть ситуация человека как таковая — гораздо драматичнее: Мне трудно, что я с минутами, меня они страшно запутали.

Философские аспекты феномена страха

Осознание бытия как некоей проблемы, которая нуждается в разрешении, впервые возникло в философии элейской школы античности — вв. С тех пор эта проблема постоянно находилась в центре внимания различных философских школ. Результатом усилий античных философов в этом плане были следующие мировоззренческие установки.

онтологических оснований детства и способов возвращения к детскому . этого страха, обнаруживая его спасительную и охранительную роль. Страх.

Мэй Ролло Р Глава 7. Тревога, рассматриваемая обычно в ряду множества аффектов, таких как удовольствие или печаль, аффектом не является. Это скорее онтологическая характеристика человека, корнями уходящая в само его существование. Так, например, это не второстепенная угроза, которую можно воспринять или не придать ей значения; это не реакция, которую можно классифицировать, отделив ее от других подобных реакций; это всегда угроза самим основам, ядру моего бытия.

Тревога есть переживание угрозы надвигающегося небытия. Его точка зрения становится вполне понятной благодаря его яркому описанию тревоги в начале психоза, когда пациент переживает угрозу буквально распада личности. Он настаивает, что подобная угроза распада личности не является чем-то специфическим для психотиков, а описывает также нормальные и невротичные проявления тревоги. Тревога это субъективное состояние, через которое человек начинает сознавать, что его существование может быть разрушено, что он может лишиться себя и своего мира, что он может стать"ничем".

Их отличие связано не со степенью или силой переживания.

Тиллих П. Бытие и вопрос о Боге

Понятие онтологии, ее место в системе философского знания 2. Историко-философский анализ проблемы бытия 3. Проблема движения в истории философии 4. Научно-философские представления организации материи Ключевые слова:

существование небытия на том основании, что его «нельзя ни в виде то ничем не обусловленной свободы, то страха перед смертью, то отсутствия.

Философский аиализ феномеиа страха. Социально-философские исследования страха в веке: Проблема страха как важного модуса социального бытия, организации жизнедеятельности человека восходит к самым первым попыткам осмысления людьми своего предназначения в мире. Практически все философские школы и направления так или иначе рассматривали страх в рамках соответствующих мировоззренческих систем.

Страх является древнейшей эмоцией, повышавшей шансы человеческого организма на выживание. В онтологическом аспекте, связанном с феноменом страха небытия отчуждение человека наиболее характерно проявляется в принципе конечности. Принцип конечности заложен в самой структуре человеческого сознания, он находится в центре личного существования человека. Конечность человеческого существования неотвратимо ставит перед ним вопрос о смысле жизни, её предназначении.

Здесь угроза небытия выступает в двух формах — пустоты и отсутствия смысла. Отсутствие смысла обозначает абсолютную угрозу небытия духовному самоутверждению личности, а пустота - относительную угрозу.

Концептуализация понятия «Страх» в немецкой и русской лингвокультурах – часть 1

Предлагаемая диссертация посвящена недостаточно изученным проблемам онтологии, связанным с прояснением феноменов страха, ужаса и тревоги как модальностей расположения . Этот экзистенциал обозначает настройку или установку. имеет функцию непосредственного раскрытия дорефлексивного отношения к миру и к себе. Помимо таких способов как речь и понимание, расположенность является важнейшим способом открытости в контексте хайдеггеровской философии.

Забота есть «ничтойное основание ничтойного наброска» [Там же, ]. Иначе обстоит дело с онтологическим страхом, ужасом.

мерть в экзистенциально-онтологическом анализе предстает как истинная возможность, за пределами которой — ничто. Со смертью само наличное бытие становится в своем единственнейшем возможном бытии прежде, чем Его мерть есть возможность не-быть-больше-наличным бытием-возможного Смерть как собственная, безотносительная, неопережаемая возможность.

Смерть предопределена наличному бытию судьбой, поэтому она не случайна, а необходима. Правда, никто не хочет думать и мыслить о смерти. До поры, до времени все уходят от нее в суету повседневной жизни, в неподлинное существование. Каждый представляет смерть только как смерть или кончину других, а не смерть самого себя, не свою собственную смерть.

Датировка"Апокалипсиса" Иоанна Богослова