Агрессия и агрессивность: сходства и различия

Биографическая справка Эрих Фромм родился 23 марта г. Отец его торговал виноградным вином, а дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Мать Эриха — Роза Краузе — по происхождению была из русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм. Семья жила в соответствии с патриархальными традициями добуржуазной эпохи, отмеченной духом религиозности, трудолюбия и тщательного соблюдения обрядов. Эрих получил хорошее начальное образование. Гимназия, в которой изучали латынь, английский и французский языки, пробудила в нем интерес к ветхозаветным текстам. Правда, он не любил сказаний о героических сражениях из-за их жестокости; зато ему нравились истории об Адаме и Еве, о предсказаниях Авраама и особенно пророчества Исайи и других пророков. Картины универсального мира, в котором лев и овца живут рядом, очень рано привлекали внимание мальчика, а позднее стали толчком к раздумьям о жизни человеческого сообщества, к идеям интернационализма. В средних классах гимназии у Эриха Фромма формируется протест против массового безумия, ведущего к войне, начало которой юноша встретил с болью и недоумением г.

Агрессия как социально-психологический феномен

Взгляды Фромма и его последователей на проблему человеческой агрессии Размер файла - Первый вид является общим как для человека, так и для животных - это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная,"доброкачественная" агрессия служит для выживания индивида или рода. Она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность.

Другой вид представлен"злокачественной" агрессией - деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и практически отсутствующими у других млекопитающих, она не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению и не имеет, таким образом, никакой конкретной цели. Фромм понимает отношение доброкачественно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной как инстинкта к характеру, то есть предполагается необходимость разграничения между естественными влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими страстями, имеющими свой источник в человеческом характере.

Деструктивное и агрессивное в человеке . агрессии, Фромм считает, что все виды должны иметь ответа: гнев (ярость и атака); страх и бег- ство.

Превентивные меры и управление агрессией Как противостоять агрессии? Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. Мотивационно-психологический анализ деятельности предполагает не только фенотипическую, но и генотипическую дифференциацию этих явлений. Однако когда речь идет об агрессивных действиях, выяснение условий их совершения представляет собой особо сложную задачу.

Как и в случае других социальных мотиваций, человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков. В агрессивном поведении человек выражает свои чувства и мнения в грубой, угрожающей, нападающей, требовательной или враждебной манере.

Он пренебрегает правами других или ущемляет их. Чувства и права другого человека, который является объектом агрессии, мало принимаются в расчет, или вовсе не принимаются.

Актуальная для меня тема, и статья толковая. Словарь современного французского языка П. Отсюда возникает целый ряд вопросов:

Так Фромм подчеркивает полисемантизм понятия «агрессия», которое и жизнь как страх перед смертью и реализация бегства от нее.

В первоначальном смысле"быть агрессивным" означало нечто вроде"двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения" Э. Под агрессивностью чаще понимают относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Психологический словарь дает следующее определение агрессии как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт состояние напряженности, страха, подавленности.

В психологии существуют разные точки зрения на то, что собой представляет агрессия, и следует ли ее расценивать как положительное или как отрицательное явление. Большинство современных авторов Р. Ричардсон считают, что агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Вербальная агрессия — это выражение негативных чувств не только через форму ссора, крик, визг , но и через содержание словесных ответов угроза, проклятие, ругань. Почти все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова, выкрикивать оскорбления, дразнить других или ругаться.

4.4. Природа детской агрессивности

Другие предметы [39] Взгляды Фромма и его последователей на проблему человеческой агрессии Фромм различает два вида агрессии. Первый вид является общим как для человека, так и для животных - это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная,"доброкачественная" агрессия служит для выживания индивида или рода. Она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид представлен"злокачественной" агрессией - деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и практически отсутствующими у других млекопитающих, она не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению и не имеет, таким образом, никакой конкретной цели.

Фромм понимает отношение доброкачественно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной как инстинкта к характеру, то есть предполагается необходимость разграничения между естественными влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими страстями, имеющими свой источник в человеческом характере.

Различные типы агрессии и деструктивности и их предпосылки. IX. . вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения».

Природа детской агрессивности Формы асоциального поведения разнообразны и могут проявляться в агрессивности, деструктивности, дерзости, мстительности, преднамеренном неповиновении, уклонении от выполнения неприятных дел, различных формах воровства. Причины и механизмы всех этих нарушений различны, но по-разному обнаруживаются у детей в том или ином возрасте. Расстройства поведения у каждого ребенка специфичны и в случае его агрессивности, деструктивности или воровства. Существует множество вариантов, о чем свидетельствует клинический и педагогический опыт.

Так, воровство может быть приобретенной формой поведения, но может быть следствием непонимания права собственности людей на вещи, отмечает М, Раттер. Но оно может служить и другим целям: Некоторые случаи детского воровства стали предметом профессионального анализа психолога Н. К тому же дети нередко видят, как взрослые приносят что-то чужое домой, не считая это предосудительным, в иных случаях родители не обращают внимания на то, что у ребенка появляются вдруг незнакомые им предметы, происхождение которых им неизвестно.

Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников - шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков.

проблеме агрессии в современной психологии, о видах и особенностях агрессивного поведения, о . Э. Фромм об агрессии. Способы снижения агрессии: элиминация факторов, способствующих проявлению агрессии; страх.

Злокачественная агрессия как основа деструктивности Фромм начинает анализ деструктивности с критики учений об агрессивности в инстинктивизме - отдельных положений философии З. Лоренца [1] и бихевиоризме - идеи Б. Скиннера [2] и др. Периодически агрессивность накапливается и ищет разрядки в агрессивных поведенческих актах. Представителем инстинктивистской трактовки агрессии является З. Фрейд, взгляды которого были рассмотрены нами выше. Анализируя идеи Фрейда, Фромм отмечает, что заслугой австрийского мыслителя является его переход от механицизма и физиологизма к биологическому восприятию организма как целое.

Учебные материалы.. первая помощь в учебе...

Оборонительная агрессия Различие между человеком и животным Как уже упоминалось ранее, оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. Например, когда животного лишают жизненного пространства или ограничивают ему доступ к пище, сексу или когда возникает угроза для его потомства. Все в нем направляется на то, чтобы устранить возникшую опасность.

В большинстве случаев животное спасается бегством или же, если нет такой возможности, нападает или принимает явно угрожающую позу.

Психология агрессии - понятие, источники, виды агрессии, основные вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». .. Фромм выделяет следующие виды агрессивности: агрессия хищников.

Однако, понятия агрессия и агрессивность не синонимичны. Под агрессией понимаются любые действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким, и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба вреда другому субъекту присутствует практически всегда.

Отличия в определении агрессии обычно связаны с другими, но также очень важными критериями. Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту. Бэрон специально фиксирует внимание на данном критерии и подчеркивает, что в качестве агрессивных могут рассматриваться только те действия, которые причиняют вред живым существам.

Агрессивность определяют как личностное свойство, проявляющееся в готовности к агрессии, а также как черту характера, как одну из важнейших характеристик действий и поступков, которые определяют и устанавливают взаимоотношения между людьми. Различают агрессию как следствие фрустрации; инструментальную агрессию как способ достижения значимой цели; ситуативную агрессию - человек, бросившийся защищать девушку от хулиганов, иногда вынужден действовать агрессивно; агрессивность как свойство личности, предрасположенность человека совершать акты физической или вербальной агрессии, направленной против других людей.

Агрессивность - склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий является индивидуальной особенностью. Таким образом, агрессия есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту; а агрессивность - это готовность к агрессивным действиям в отношении другого. В этом плане, очевидно, можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной интерпретации как об устойчивой личностной особенности мировосприятия и миропонимания.

§ 1. Злокачественная агрессия как основа деструктивности

Приводятся существующие теории агрессии. Однако когда речь идет об агрессивных действиях, выяснение условий их совершения представляет собой особо сложную задачу. Как и в случае других социальных мотиваций, человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков.

Поскольку многие виды агрессивных действий подлежат регуляции моральными нормами и социальными санкциями, исследователю еще приходится принимать в расчет многообразные заторможенные и завуалированные формы агрессивного действия. Как и в любой другой области человеческого познания, проблема агрессии упирается в поиски наиболее выразительного и адекватного определения основного понятия. Вопрос о нормальном и отклоняющемся поведении возник с момента выделения человека из животного мира, процесс перехода от животной стадности со свойственными ей биологическими механизмами инстинктивного регулирования к человеческой общности, для которой характерны качественно иные формы регуляции коллективного и индивидуального поведения.

К их числу относятся: А. Басс [2], А. Бандура [3], Э. Фромм [4] и др. своим положением в обществе, стрессовость, беспокойство, страх перед ЕГЭ, что.

Причины и механизмы всех этих нарушений различны и по-разному обнаруживаются у детей в том или ином возрасте. Расстройства поведения у каждого ребенка специфичны и в случае его агрессивное или воровства. Существует множество вариантов, о твует клинический и педагогический опыт. Так, воровство может быть приобретенной формой поведения, но можетбыть следствием непонимания права собственности людей на вещи, отмечает М. Но оно может служить и другим целям: Некоторые случаи детского воровства стали предметом профессионального анализа психолога Н.

В основе волевого процесса К. Процесс этот очень сложен. Например, мальчик хочет взять вещь, которая ему нравится, то есть она может удовлетворить какое-то его стремление. Но данное ание не может быть удовлетворено сразу. Допустим, вещь, которую дитя хочет взять, составляет чужую собственность.

Психология человеческой агрессии. Фромм Э. Типы агрессии

О том, что для функционирования человека и человечества необходимо реализовать еще и другие потребности, выходящие за рамки простого выживания, будет дальше отдельный разговор. Сначала об агрессии и бегстве. Как утверждают исследователи В. Некоторые исследователи достигли утонченного хирургического мастерства при операциях вживления электродов в определенные участки мозга.

Теория деструктивности Э. Фромма: Агрессия . Каждый человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность в мире.

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности.

Реферат: Эрих Фромм Типы агрессии

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи.

психоаналитик Э.Фромм в своей работе «Анатомия человеческой . проявлений агрессии, но чувство страха порождает трусость, подлость, .

Иногда возникает впечатление, что животного поведение носит черты садизма например, кошки игра с мышью. Но если мы думаем, что игра эта доставляет кошке удовольствие, то это не иное что, как антропоморфная интерпретация. На самом любой деле движущийся предмет приводит к такой же реакции точно, как реакция на мышь. Значит ли что, это моток шерсти будоражит в кошке инстинкт? Лоренц двух о рассказывает голубях, которые сидели в одной клетке тесной. Но ведь этот пример свидетельствует жестокости не о вовсе, а лишь является показателем реакции на пространства недостаток, то есть подпадает под категорию оборонительной Разграничение.

Дело в том, кто те, что выводят человеческую агрессивность из самой сущности родовой человека, вынуждают своих оппонентов, хотят не которые совсем расстаться с надеждой на мирную приуменьшать, жизнь масштабы человеческой жестокости.

АГРЕССИЯ ЧЕЛОВЕКА